Система EGR – это система рециркуляции отработанных газов, которая направляет часть выхлопа обратно на впуск двигателя.
Зачем это нужно?
Дело в том, что в выхлопных газах автомобиля содержится вредный для экологии оксид азота, который будоражит разум экологов. Оксиды азота образуются при избытке кислорода, а значит, если разбавить кислород в камере сгорания выхлопными газами, то содержание оксидов азота в выхлопе сократится. Для этого и служит система EGR.
Среди владельцев дизельных автомобилей существует мнение, что эта система сильно вредит двигателю, сокращая его ресурс и надежность. Поэтому многие отключают эту систему, хотя это и требует серьезных вмешательств в работу двигателя.
Проблема в том, что различные системы, работающие в одном моторе, оказывают влияние друг на друга. Таким образом, вмешавшись в работу одной из них, обязательно поменяешь и условия работы остальных. В частности, для двигателя, работа системы EGR имеет как положительные, так и отрицательные последствия, так же как и отключение этой системы.
Плюсы системы EGR.
Работа системы EGR снижает температуру в цилиндрах, делая возможным производить впрыск дизельного топлива в них позже, не вызывая локальных перегревов, а более поздний впрыск означает более мягкую работу дизельного мотора, что положительно сказывается на надежности и ресурсе, снижая нагрузки на мотор. Также выхлопные газы в системе EGR проходят через теплообменник с антифризом, что способствует дополнительному нагреву этого самого антифриза. Дизели с EGR быстрее прогреваются и лучше противостоят морозам, когда двигатели без EGR не могут достичь рабочей температуры даже на ходу. Для двигателя это означает, что он дольше работает на нормальной рабочей температуре, значит, меньше изнашивается и меньше потребляет топлива.
Следующий бонус от работы EGR относится к бензиновым моторам, на которых эта система также применяется. Это снижение насосных потерь, а значит увеличение КПД двигателя. Как следствие – снова уменьшение расхода топлива и повышение мощности.
Если Вы все же решились отключить EGR на своем автомобиле, кроме установки заглушек на обоих концах системы (со стороны впускного тракта и со стороны выхлопного коллектора) необходимо обязательно перепрошивать блок управления двигателем, чтобы машина смогла продолжать правильно готовить топливную смесь, и двигатель работал корректно.
Аргументы для глушения EGR.
Во-первых, в выхлопе содержится сажа, которая попадает на впуск двигателя, что приводит к износу. Да и загрязнение впускного тракта этой сажей многие видели на соответствующих картинках, а кто-то и вживую. Во-вторых, после глушения EGR, машина начинает меньше дымить.
В качестве контраргументов к утверждению, что EGR полезен, приводят факт существования заводских точно таких же моторов, но без системы рециркуляции отработанных газов.
Реальных недостатков у EGR всего два. Первый недостаток лежит, как ни странно, в области экологии. Дело в том, что эта система повышает содержание сажи в выхлопе, с чем борются при помощи различных сажевых фильтров. Второй недостаток – это то, что сажа действительно оседает на впускном коллекторе и самой системе EGR.
Насчет остальных аргументов можно выразить большие сомнения. В частности, если посмотреть на сам выпускной тракт, то там никаких отложений нет, хотя туда летят именно отработанные газы. Дело в том, что эти сажевые отложения появляются в результате соединения сажи с маслом, которое оказывается во впускном тракте из турбины и из вентиляции картерных газов, что говорит о неисправности мотора или турбины. EGR выступает просто индикатором этой неисправности. На исправном двигателе эту систему и впускной тракт тоже нужно периодически чистить – примерно раз в сто тысяч километров. Но даже после такого пробега на исправном моторе никаких страшных картинок во впуске быть не должно. В исправном двигателе никаких сажевых отложений не образуется. Насчет сажи, которая летит в выхлоп тоже не все так плохо, поскольку сажа в двигателе образуется именно в цилиндре двигателя, а EGR возвращает обратно только небольшую ее часть. Нет никаких оснований утверждать, что это как-то существенно влияет на износ.
Напротив, удаление EGR влечет за собой много "неприятностей" для мотора. Например, что EGR уменьшает температуру в цилиндрах. Значит ее удаление приведет к повышению этой температуры. Что это значит для деталей двигателя? Поршни и кольца будут работать при повышенных температурных нагрузках, что неминуемо приведет к ускорению износа цилиндропоршневой группы. Это подтверждается тем, что существует много примеров того, как двигатели выходили из строя из-за локальных перегревов после глушения EGR.
Выводы
Итого, на исправном двигателе, глушение EGR приводит к тому, что нет необходимости чистить впускной тракт, дольше сохраняется сажевый фильтр, и масло медленнее темнеет. Но с другой стороны, повышается риск локальных перегревов, увеличивается расход топлива, замедляется прогрев двигателя до рабочей температуры, наносится вред экологии.
Таким образом, глушение системы EGR на практике не несет в себе почти ничего хорошего. Более того, если вам кажется, будто двигатель работает плохо из-за системы EGR, а ее удаление приводит к тому, что мотор начинает работать лучше, на самом деле он плохо работает по причине своего общего плохого технического состояния, а система EGR только позволяет это плохое состояние раньше выявить.